Подробный отчёт о летней школе

ЛЕТНЯЯ ШКОЛА – 2013

 

С 5 по 12 июля в рамках проекта прошла летняя молодёжная школа «Экология водных объектов и прибрежных территорий – от теории к практике». В этой программе приняли участие 14 слушателей и 11 преподавателей. В отличие от прошлых лет, наши слушатели существенно различались по возрасту и образовательной подготовке: 7 студентов (1 – 4 курсы), одна абитуриентка и 6 учащихся 8-го класса Толмачёвской средней школы. Это нисколько не помешало ребятам создать дружный коллектив и справиться с довольно сложными проектными заданиями.

В течение 8 дней школьники, студенты и преподаватели жили и работали на геостанции «Железо» РГПУ им. Герцена, в 12 км от посёлка Толмачёво. Геостанция создана в 1957 году и занимает обширную территорию с жилыми и хозяйственными постройками, учебным корпусом, столовой, летними классами и стадионом. Все эти строения, давно не знавшие ремонта, окружены удивительно красивыми и разнообразными ландшафтами. Участки соснового и елового леса с земляникой, черникой и грибами, берега реки Луги, ручьи и овраги, заросший пруд, луга и лесные поляны, песчаные дюны и заболоченные низины – всё это находится прямо под окнами спален и учебных классов. Двери в учебный корпус летом не закрываются – в сенях над дверью слепили гнездо деревенские ласточки, и теперь им нужно летать на улицу за кормом для птенцов. В многочисленных скворечниках, развешанных на сучьях деревьев, гнездятся мухоловки-пеструшки.

 

.Раньше здесь располагалась дворянская усадьба. От неё осталось всего несколько построек, в том числе каменная конюшня. Теперь это один из жилых корпусов.

На это «чудо-дерево» студенты вешают свои кеды в день отъезда из лагеря.

Эти корпуса - жилой и учебный – построены в 1957 году.

В хорошую погоду занятия можно проводить на улице.

«Профессорятник» находится на отшибе, здесь особенно тихо.

Зато на стадионе, как правило, тишины не бывает.

В столовой царит полная сосредоточенность и вза-имопонимание.

Эти нехитрые удобства предназначены для преподавателей. У студентов они ещё попроще.

Птенцы ласточки росли на наших глазах и вылетели из гнезда за день до окончания курса.

 

Первые три дня учебного курса были посвящены общей подготовке: в это время проводились лекции, семинары и экскурсии. Тематика лекций была тесно связана с проектными задачами: школьники и студенты получили новые знания об опыте своих предшественников, о способах утилизации и переработки бытовых отходов, о методах социологического исследования, о благоустройстве территорий, о сельском туризме. Участники летней школы познакомились с местными ландшафтами, животными и растениями, осмотрели достопримечательности города Луги, проехали на катере «Гаврюша» по реке Луге от геостанции «Железо» до посёлка Толмачёво и обратно, взяли пробы воды в устьях рек Ящеры, Островёнки, Ситенки, возле пляжа «Живой ручей».

«Живые уроки» по биоразнообразию проводит зоолог Ю. А. Дурнев.

С лекциями по проектной тематике выступили профессора И. Е. Мельникова, С. П. Мельников,

М. В. Новицкий; специалисты В. Б. Минин, И. А. Субботин, Т. П. Толокнова, И. Б. Ужинова.

На экскурсии можно и отдохнуть, и поработать. С. П. Мельников рассказывает о геологическом строении берегов и о прибрежных ландшафтах. Интересные для исследования места

наносятся на карту.

Устье реки Ящеры

Устье Островёнки

Устье Ситенки

Устье Живого Ручья

На четвёртый день, 8 июля, состоялся студенческий симпозиум «Участие молодёжи в решении экологических проблем – методы и возможности». На нём выступило 12 человек – 6 школьников и 6 студентов. Докладчики рассказывали о недавно проделанной и текущей научной и практической работе, о своих взглядах на организацию защиты окружающей среды. По объёму и насыщенности собранного материала школьники не отставали от студентов, после каждого доклада задавались вопросы, а выступающие не терялись с ответами.

О промышленных загрязнениях городов

О качестве воды в реке Луга

Об анализе снега и талой воды

О состоянии заброшенных полей

О качестве воды в реке Ящера

Об экологии

городского парка

О здоровом питании

О практике

почвоведов

О молодёжных экологических акциях

 

С 9 июля началась практическая проектная работа. Участники разделились на три группы, в соответствии с проектными темами: утилизация отходов, благоустройство пляжей, сельский туризм. Перед группами была поставлена задача: придумать и создать проектные продукты, решающие определённые экологические проблемы и не требующие значительных финансовых затрат. В тот же день слушатели и преподаватели выехали в пилотное поселени

 

е – посёлок Осьмино (в 70 км от г. Луга), чтобы провести предпроектное исследование. С помощью сотрудников местной администрации и Осьминской средней школы ребята выбрали подходящие объекты, поговорили с местными жителями, выработали общие идеи.

Первая группа, в которую вошли студенты Санкт-Петербургского аграрного университета, поставила себе цель организовать правильную переработку растительных и пищевых отходов в ценное органическое удобрение – компост. Проектный продукт – эффективно действующий компостер, который студенты решили построить на территории Осьминской школы. Сырьём для компостирования могут быть не только органические отходы школьного двора, огорода и столовой, но и остатки пищи, которые жители близлежащих пятиэтажек обычно выбрасывают в мусорные контейнеры.

Если убедить людей сортировать бытовые отходы хотя бы на две части и всю органику относить на компостер, можно полностью избавиться от дурного запаха, мух и бездомных животных в зонах контейнерных площадок.

 

Целью второй группы была разработка методов благоустройства «дикого» пляжа, сохраняющих его естественный вид и привлекающих внимание к природным особенностям. Участники группы отыскали очень красивый участок берега на реке Саба, составили перечень местных растений и интересных объектов, очистили берег от многолетних сорняков, организовали удобные для отдыха площадки, установили информационные таблички и указатели. Часть типичных диких растений была высажена на Новой площади посёлка Осьмино. Создание растительных коллекций в поселениях Лужского района предполагается продолжить.

Вверху – то, что было, внизу – то, что сделано.

Задачей третьей группы стало создание нового туристического маршрута, связывающего малоизвестные исторические и природные памятники. Студенты и школьники побывали в деревнях Псоедь и Красные Горы, прошли по посёлку Осьмино, осмотрели церкви и часовни, музеи и библиотеки, живописные берега Красногорского озера и реки Сабы. Осьминский школьный музей по-прежнему удивляет богатством и разнообразием своих коллекций. А недавно появился ещё один интересный музей – в Псоеди. Все эти необычные места были исследованы и включены в разработанную группой программу однодневного тура.

 

12 июня состоялась заключительная презентация студенческих проектов, на которой присутствовали представители Лужской районной администрации Л. Л. Евстафьева и О. Б. Ленский, координатор проекта «Луга-Балт» В. Б. Минин, председатель экспертного совета В. В. Беляков, кураторы групп и приглашённые студентами жители Лужского района.

Руководители проекта «Луга-Балт» Л. Л. Евстафьева и В. Б. Минин рассказывают об актуальности экологических проблем

Преподаватель Псковского сельскохозяйственного техникума Юлия Тиханова делает доклад об экологическом туризме в Пскове

В выступлениях участников школы постоянно подчёркивалось, что все три проектных направления – чистота, благоустройство и туризм – могут эффективно действовать только в неразрывном единстве. Чистота и порядок - основа для современного благоустройства, благоустройство – основа для развития современного туризма. Всё вместе – основа для экологически безопасного развития сельских территорий.

Председатель экспертного совета В. В. Беляков вручил толмачёвским школьникам комплект детских экологических журналов «У лукоморья»

И, конечно, не стоит забывать, что летние школы – это не только работа и обучение,

но и активный отдых!

 

ЛУГА, ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!