ОТЧЁТ ПО МОЛОДЁЖНОМУ ПРОЕКТУ «БЛАГОУСТРОЙСТВО ЗОН ОТДЫХА»

ОТЧЁТ ПО МОЛОДЁЖНОМУ ПРОЕКТУ «БЛАГОУСТРОЙСТВО ЗОН ОТДЫХА»

 

В группе «Благоустройство» в программе летней молодёжной школы – 2013 работало 6 человек:

  • - Антонова Ульяна, ученица 8-го класса Толмачёвской средней школы;

  • - Бухалова Анна, студентка 4-го курса Псковского - сельскохозяйственного техникума;

  • - Господарикова Ирина, ученица 8-го класса Толмачёвской средней школы;

  • - Силина Ольга, ученица 8-го класса Толмачёвской средней школы;

  • - Ужинова Ирина Борисовна, куратор группы, руководитель летней школы;

  • - Минина Юлия Борисовна, заместитель руководителя летней школы по воспитательной работе.

 

 

 

Проектной задачей группы была разработка таких методов благоустройства «дикого» пляжа, которые:

  • - Не разрушают имеющиеся природные объекты и сообщества;
  • - Создают необходимые удобства для отдыха и наблюдения природы;
  • - Привлекают внимание к природным особенностям и своеобразию места;
  • - Не требуют существенных финансовых затрат.

 

Пляж для работы был выбран не самый посещаемый, но вполне заслуживающий статуса памятника природы или ценного природного ландшафта. Низкий берег реки Сабы, пологий спуск к воде, чистое песчаное дно, напротив – высокий обрыв с древними геологическими обнажениями и гнёздами ласточек-береговушек. Прямо под обрывом – родник, узким ручейком впадающий в Сабу. Справа и слева – просторный луг, на котором при первом осмотре насчитывается более 50 видов диких растений, среди них три довольно редких для Ленинградской области: горечавка лёгочная двух оттенков – голубая и синяя, душица обыкновенная, коровяк чёрный (золотой столб). У самого берега – два раскидистых вяза, дающих густую тень.

Луговые травы

Горечавка

Коровяк

Флокс

Герань луговая

Гвоздика

 

С первого взгляда было видно, что люди сюда приходят ненадолго – только искупаться. Узкая тропинка к реке с двух сторон заросла травой в рост человека, под вязами – сплошные заросли крапивы. Присесть и полюбоваться красотой места негде: нет ни скамеек, ни предметов, их заменяющих. Кострище расположено совсем рядом с единственным островком ценной лекарственной травы – душицы; стоит ему немного расшириться – и эти растения полностью исчезнут с луга.

Что можно сделать, чтобы местные жители и туристы начали замечать природные особенности этого уголка, пользоваться ими и в то же время беречь и сохранять? На следующий день школьники и студенты очистили от крапивы площадку под вязами, положили там вместо скамейки небольшое бревно и посадили почвопокровные растения: вербейник монетный, лапчатку гусиную, клевер. Постепенно разрастаясь, они создадут под деревьями зелёный ковёр, удобный для отдыха людей и защищающий почву от эрозии. Часть лужайки около берега была выкошена, кострище обложено камнями: это не позволит огню распространяться и уничтожать ценные растения.

О самих растениях ребята тоже позаботились: возле самых редких установили таблички с названиями и надписями «Охраняемый вид».

Рукописное объявление на стволе дерева призывает отдыхающих поддержать начинания участников школы и сделать это место ещё уютнее и привлекательнее. Кстати, сами отдыхающие (четыре семьи с детьми-дошкольниками) «проголосовали действием» за проведённую нами работу и сразу же расположились на выкошенной лужайке позагорать. Никакого мусора после себя они не оставили, хотя контейнерные площадки находятся далеко. Неплохо было бы установить поблизости небольшие контейнеры на летний период.

 

 

 

Чтобы продолжить распространение экологических знаний среди населения, было решено перенести часть типичных диких растений на заброшенную клумбу на центральной площади поселения. Клумба к этому времени наполовину заросла крапивой, наполовину – пастушьей сумкой. Из культурных посадок уцелели только календула и пурпурная кислица.

В последний проектный день сюда были пересажены: василёк луговой, зверобой продырявленный, пижма обыкновенная, подмаренник белый, флокс бело-розовый, вербейники обыкновенный и монетный, лапчатка гусиная, герань болотная, герань луговая. Все растения отмечены табличками с названиями, чтобы желающие могли познакомиться с ними.

В этом сезоне от клумбы нельзя ожидать особой декоративности, так как луговые растения восстанавливаются медленно. Но в ближайшие два года они начнут разрастаться, рассеиваться и тогда уже полностью проявят себя.

Краткий социологический опрос показал, что 10 из 10 опрошенных местных жителей и дачников в возрасте от 14 до 45 лет знают по именам не более 6 – 7 местных травянистых растений. Никто из школьников не смог вспомнить материал из уроков ботаники. Очевидно, что для сохранения местных ландшафтов людям требуется не только общая культура, но и более глубокие знания.

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ НАЧАТОЙ РАБОТЫ

В РАМКАХ ПРОЕКТА

В ближайших планах:

1. Разработка информационных плакатов с перечислением природных особенностей выбранных объектов (используя аналогичный финский и карельский опыт).

 

Горный парк «Рускеала» в Карелии

Лесопарк в г. Миккели, Финляндия

 

2. Создание «садов диких растений» на территориях Толмачёвской и Осьминской средних школ. Эти небольшие коллекции будут иметь и декоративное, и образовательное значение.

Tags: